На судебный участок № 7 Центрального района г. Оренбурга за 5 месяцев 2021 года поступило 206 заявлений о вынесении судебных приказов из налоговых органов о взыскании обязательных платежей,  что на 158 заявлений меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

         Особенностью заявлений о вынесении  судебных приказов о взыскании обязательных платежей, поступивших за 5 месяцев 2021 года стало то, что  налоговый орган в одном заявлении о вынесении судебных приказов ставит  требование о взыскании нескольких видов налогов, чего не было ранее, когда заявления о вынесении судебных приказов  подавались по каждому виду налога.

По всем заявлениям судебные приказы вынесены в установленный  ст.123.5 КАС РФ – пятидневный срок.

В принятии 25 заявлений было отказано,  во всех случаях в связи с тем, что должник являлся несовершеннолетним лицом.

12 заявлений было возвращено, в связи с нарушением правил территориальной подсудности.

         Определения об отказе в приеме заявлений вынесены согласно ч.3 ст. 123.4 КАС РФ – в пятидневный срок и направлены взыскателю.

           За указанный период в судебный участок от должников поступило 30 возражений относительно исполнения судебных приказов (за аналогичный период прошлого года поступило 5 возражений). Причины возражений:

- должники не были согласны с суммой начисленного налога,

-  выбытие из собственности  объекта налогообложения.

По всем  поступившим возражениям были вынесены определения об отмене судебных приказов, которые направлены сторонам в трехдневный срок после их вынесения.

          По всем вынесенным судебным приказам, копии направлялись должникам своевременно в трехдневный срок – согласно требованиям ст. 123.5 КАС РФ.

          Ст. 123.3 КАС РФ предусматривает, какие данные должны быть указаны в заявлении о вынесении судебного приказа.

Однако, если эти данные не указаны, то судья в соответствии со ст. 123.4 КАС РФ не может отказать в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

                Такое положение приводит к тому, что судья вынужден принимать заявления, где не указаны данные, предусмотренные законом, в том числе и необходимые данные.

                Налоговая инспекция, зная это,  позволяет себе составлять заявления абсолютно произвольно без соблюдения требований, предусмотренных ст. 123.3 КАС РФ. По сложившейся практике заявления о вынесении судебных приказов составляют даже не юристы, как это было раньше, а работники отдела урегулирования задолженности, отсюда вытекает и низкое  качество представляемых заявлений.

                Так, в некоторых заявлениях о вынесении судебных приказов о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в заявлениях только указывают, что «должник является плательщиком налога на имущество, поскольку имеет в собственности недвижимое имущество» и больше никаких данных :-какое имущество он имеет в собственности , где оно расположено,  является ли он собственником доли имущества или весь объект находится в его собственности в заявлениях налоговая инспекция не указывает.

                В заявлениях о взыскании недоимки по земельному налогу не всегда указывается способ владения должником  земельным участком:- на  праве собственности,  аренды, безвозмездного пользования, месторасположение земельного участка.

В заявлениях по транспортному налогу не всегда указывается, на какие транспортные средства начисляется налог.

Никогда в заявлениях не указывается:

-в результате чего образовалась недоимка по налогу в указанном размере (должник  не оплатил налог полностью или проплатил его частично или налоговой инспекцией был доначислен налог  уже после уплаты, а должник не оплатил),

-были ли учтены при исчислении налога льготы, если они есть у должника.

Не всегда в заявлениях указывается, за какой период образовалась недоимка.

Все указанные обстоятельства являются юридически значимыми. Отсутствие указанных данных в заявлениях лишает суд возможности в полном объеме проверить бесспорность этого требования, его законность и обоснованность, а также  нарушает права граждан, которые получая копии судебных приказов, копию заявления о вынесении судебного приказа (в отличии от искового производства документы, подтверждающие заявленное требование должнику не направляются), должник не может определить, какое конкретно имущество стало объектом налогообложения, находится ли это имущество у него в собственности (особенно это касается земельных участков), правильно ли начислен налог, учтены ли льготы, если он их имеет. Если бы эти обстоятельства, указывались в заявлениях, как того требует ст. 123.3 КАС РФ, то количество обращений граждан и суд и в налоговую инспекцию значительно уменьшилось бы.

                Таким образом,  когда заявления налоговой инспекции о вынесении судебных приказов не соответствуют требованиям ст. 123.3 КАС РФ  закон не предусматривает возможность возвращения этих заявлений заявителю и судья вынужден принимать эти заявления, которые заведомо не соответствуют требованиям закона, что подрывает авторитет судебной власти  и самое главное приводит к нарушению прав граждан.

Большое количество поступающих заявлений налоговой инспекции о вынесении судебных приказов одномоментно (а заявления о вынесении судебных приказов по-прежнему поступают партиями по 15-60 шт.) дестабилизирует нормальную работу судебных участков. Судья, работники аппарата практически ежедневно большую часть рабочего времени в период поступления заявлений тратят на вынесение и исполнение  судебных приказов.

Постоянно на судебные участки обращаются граждане с жалобами по поводу выданных судебных приказов, и работники суда вынуждены тратить  значительное количество рабочего времени для решения этих вопросов.

         Многие граждане, даже будучи не согласны с судебным приказом, полагают, что им проще заплатить 200-300 рублей, чем защищать и отстаивать свои права. Учет таких обращений в суде не ведется.

Особо необходимо подчеркнуть, что налоговая инспекция никогда не прикладывает к заявлениям документы, подтверждающие обоснованность требований. К заявлениям о вынесении судебных приказов прикладываются только карточки учета имущества, транспортного средства, земельного участка в электронном варианте, которые сформированы самими работниками налоговой инспекции по имеющимся у них в компьютере базе данных и  ими же заверенные. Имеются случаи, когда база данных не соответствует фактическим данным, что влечет за собой незаконное обращение в суд налоговых органов. Такие карточки учета не соответствуют  требованиям, предъявляемым к документам в гражданско-правовом смысле.

Помощник мирового судьи

судебного участка № 7

Центрального района г. Оренбурга                                                  Ж.В. Выприцкая